Автор Тема: Мастер-класс по съемке натюрморта  (Прочитано 37678 раз)

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
В этой теме преподаватель комментирует фотографии слушателей, которые они снимали при подготовке к обучению на курсе "Натюрморт". Комментарии преподавателя выделены жирным шрифтом.
К сожалению, когда картинки открываются из альбомов Foto.ru, они выглядят нерезкими. Вы можете нажать на них и посмотреть оригинальную резкую версию в альбоме.


Летние попытки: первый, на мой взгляд лучший из выставленных. кажется зеленит, но вокруг беседки деревья.
1
2
3
4
5
Любой натюрморт - это композиция форм и цвета. В первую очередь надо выбрать главную форму а затем к ней присоединять остальные, постоянно думая о том, чтобы показать все формы в наилучшем виде и заботясь о сочетании цветов. Не стоит забывать и о фоне. Он может быть достаточно резким, расположенным близко, но тогда он не должен соперничать по цвету с основной группой. Или фон может быть размытым, в этом случае изображение будет смотреться более пространственным.
Очень важна идея, желательно к каждому натюрморту придумать историю, за фотографией должен ощущаться хозяин вещей, или хотя бы расположение их должно быть наполнено каким то смыслом.
Теперь о снимках.
Первый, с банкой и шляпой. Что является композиционным снимка? Если банка, то больше половины снимка занимает шляпа, которая выглядит преувеличенно огромной. Вполне можно было оставить либо шляпу, либо банку. Полоски на салфетке не сочетаются с округлыми формами ягод, но особенно мешают красные квадраты фона. Свет, хотя и заднедиагональный,  на мой взгляд, для натюрморта наилучший, практически не виден. А вообще идея снимать с естественным светом - хорошая.
Второй. С желтыми кружками - снова вопрос о композиционном центре (КЦ). Если судить по цвету, то центр снимка явно кружки, но они показаны плохо. Идея снимка не читается. Непонятно, зачем книжка и особенно цветок.  Освещение плоское. Без продуманного света натюрморт снимать нельзя.
Третий снимок - наилучший, и прежде всего за счет световых узоров, обозначивших пространство. Недостатки - деление на светлую и темную половины, слишком много книги, да и нужна ли она? Если уж брать ее, то фрагментом, и скорее всего раскрытую. Банка лишняя, по форме она плохо сочетается с остальным.
Четвертый - на мой взгляд самый неудачный. И по цвету - синие перчатки, зеленый секатор, красные квадраты фона и полосы салфетки. КЦ - перчатки, это справедливо? Скорее всего, это должны быть овощи, а вот их не видно совсем. Пятна света должны были падать на всю группу, а они где то вдали.
Пятый - свет плоский, трудовая книжка как то очень лезет в глаза. Может быть, не стоило снимать сверху, а показать комнату, хотя бы в размытом виде.

А вот снимок в альбоме  вполне приличный, подходит для темы 4 урока "Найденный натюрморт". Только я бы его немного поправила - примерно так:



« Последнее редактирование: Август 10, 2015, 11:49 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #1 : Июль 04, 2015, 10:38 »
Хотелось бы совета по компановке. Рыбку еще не съели, она пока еще готова быть позером.
Как картинка - воспоминание об отдыхе, этот снимок вполне имеет право на существование, но для нашего курса не годится.
Прежде всего, из-за обилия ФШ от фотографии здесь мало что осталось.
Мы не против ФШ, как средства, улучшающего снимок, но на этом курсе не стоит использовать его как средство, искажающего фотографическую правду.
Кроме того, натюрморт, как я уже писала, это прежде всего - работа с освещением, дневным или искусственным - не имеет значения. Даже если это натюрморт найденный, то это красивый "подсмотренный" свет, либо интересные формы и цвета. Ничего этого здесь нет. Мне мешает ракушка в центре, которая зависла на спине рыбы.
« Последнее редактирование: Июль 04, 2015, 11:06 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #2 : Июль 04, 2015, 10:40 »
И мои пять копеек...











В цветочно-букетной теме, при всей ее простоте и шаблонности, не так легко снять что-то интересное. Думаю, и в этом случае надо прежде всего сосредоточиться на работе со светом.
В первой картинке вертикаль букета, и особенно торчащий из него желтый цветок определяет вертикальную форму кадра, а действие развивается по горизонтали. Вполне можно, отрезав букет, получить симпатичную картинку об утреннем завтраке . Или убрать кружку, передвинуть все границы, кроме нижней, перевернуть и тогда это совсем другой снимок с главным героем - букетом . Все это означает, что исходный снимок неуравновешен. И левая сторона слишком темная для такого воздушного кадра.
На втором снимке букет прилип к занавеске, интерес представляет сочетание синей вертикали и горизонтали, но в этом случае букет лишний, левую границу нужно значительно передвинуть.
Снова слишком вытянутый горизонтальный формат на третьем снимке. При наличии рамы сзади кадр лучше было решить в симметричном варианте и кадрировать в квадрат. Снимок темный, в то время как сюжет предполагает легкость и воздушность. Окно слишком близко, штора излишне резкая.
На четвертом много синего, снова слишком вытянутый горизонтальный формат, боковые границы надо бы передвинуть. Кучка травы смотрится некрасиво, да и непонятно, почему свежую траву нужно толочь в ступке.
В последнем пятна света хороши, но травы много, композиционно диагональ пестика плохо сочетается с вертикалью ступки. Возможно, стоило снимать с более низкой точки, тогда это не так бросалось бы в глаза. Реальность обстановки плохо сочетается с фоном пандусом.
Надеюсь, что моя критика не послужит поводом бросать съемку. Думаю, что наоборот, за оставшийся месяц нужно приложить все силы, чтобы достичь успеха.
Еще раз советую брать небольшое количество предметов и добиваться отличного показа фактур с помощью освещения (4 урок ФК2). Есть отличный урок по съемке при естественном свете. Наверняка многие его видели, но не лишним будет еще раз посмотреть http://intpicture.com/kak-ya-stavlyu-svet-pri-semke-natyurmortov/.
« Последнее редактирование: Июль 04, 2015, 11:07 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #3 : Июль 04, 2015, 11:00 »
Выкладываю и я свои первые попытки кухонных натюрмортов...




Первый натюрморт неплохо собран, мешает лишь непонятно к чему относящаяся крышечка справа и кучка чего то просыпанного. Все-таки хочется правды жизни, а вряд ли кто-то из нас стал что-то в реальности сыпать на салфетку или скатерть. Хорошо выдержана общая тональность предметов и фона. Как учебный натюрморт - годится, но на будущее при съемке так называемого бытового натюрморта старайтесь все же вложить в него смысл, определиться с тем, кто и для чего собрал эти предметы.
На втором плохо показаны фактуры, полированный металл - вообще неблагодарная поверхность для съемки. Много бликов и на стекле, слишком тесное кадрирование сделала предметы огромными.
« Последнее редактирование: Июль 04, 2015, 11:08 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #4 : Июль 04, 2015, 11:12 »
Очень рада вновь оказаться среди единомышленников!
 У меня тоже сложились некоторые зарисовки.
  2    3    4    5    6 
 И вопрос, можно ли использовать текстуры и какие "мульки" редактора (ФШ)  можно использовать, а какие категорически нет? И в каких  количествах?
Спасибо!

Первое, что бросается в глаза - обилие ФШ в виде наложенных текстур. Они уничтожили и фактуру, и эффекты света, если таковые и были, сделав изображение плоскими и тусклыми.
Текстуры, если ими пользоваться умеючи, можно накладывать на фон, но при этом нужно их размывать, чтобы трещины смотрелись естественно. С остальных предметов лучше их стирать или сильно ослаблять прозрачность слоя с текстурой.
Фотошоп, как инструмент, улучшающий снимок, необходим. Но не стоит превращать фотографию в рисунок, по крайней мере, в рамках нашего курса.
По поводу компоновки - вертикали бутылок на первом снимке не соответствуют горизонтальному формату. Второй лучше, но лежащий стеклянный предмет плохо сочетается с бутылками. Как я уже писала, очень плохо показаны фактуры.
На третьем бокал стоило убрать назад, верх опустить. Чтобы показать фактуру дыни, а она может быть очень красивой, свет надо направлять по касательной к ней - боковой, заднедиагональный, почти контровой. Здесь вообще нет работы со светом.
Следующий снимок легко можно делить на части, значит - он не уравновешен.
Слишком много всего на следующем снимке. Представьте себе реальную ситуацию - вряд ли все так старательно было собрано в кучку у реальной мамы, имеющей младенца. Зеленая поилка справа выбивается из общего колорита.
Не продуман подбор предметов и на последней - если книга и очки вполне допустимы рядом, но раковина и шляпа - нет, как мне кажется. Прежде чем снимать натюрморт, постарайтесь сочинить историю о хозяине предметов. На одном из уроков кстати это потребуется, так что тренируйтесь.
И абсолютно на всех снимках нет работы со светом.

« Последнее редактирование: Июль 04, 2015, 11:15 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #5 : Июль 04, 2015, 11:22 »
Я тоже наконец-то решилась выставить свою попытку снять что-то похожее на натюрморт   
Вот:
Буду рада конструктивной критике.
Хотелось бы конечно снять с естественным светом, но у нас зарядили дожди. Приходишь после работы, а света уже нет :(

Прежде всего - колоски нерезкие, скорее всего это произошло из-за наложения текстуры, потому что ваза резкая. По колориту в целом неплохо, но снимок темный, с вуалью, свет какой-то невыраженный, тусклый. Неудачно лежат очки и чехол. На первых порах не надо увлекаться такими активными вертикалями - это не просто снять.

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #6 : Июль 04, 2015, 11:26 »
Рискну выложить свои пробы. Летом на даче пробовала немного снимать.





Пробовать конечно необходимо, но желательно сразу думать об идее, которую вы собираетесь вложить в снимок. Не хватает прочих хозяйственных атрибутов, если это снимок на бытовую тему - это я о помидорах. Если же это просто любование фактурами и формами, то формы как чеснока, так и помидоров видно плохо, и не стоило так тесно кадрировать.
На последнем много подсолнухов, думаю, одного было бы достаточно, вертикали бутылок в центре снимка, кроме того, наверное, предполагается что в них масло? Лучше, чтобы это было очевидно, то есть масло золотистое, подсвеченное сзади, и т.п. Корзинка с помидорами не совсем в тему, если уж речь о подсолнухах и производных из них. К тому же ощущение, что она едва держится. Я тоже пробовала всяко кадрировать, не получилось. Но по качеству и по свету  последний самый лучший.

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #7 : Июль 04, 2015, 11:27 »
Вот еще один снимок из той серии (есть и в цвете, но мне самой больше ч-б нравится).


Здесь красивая вазочка, красивые растения, неплохой фон и тень на нем, но вместе все это как то не срослось.  Цветочков много, лучше бы совсем немного, чтобы они не смотрелись букетом. Все это некрасиво наложилось на тень, вертикаль слева тоже лишняя. Нечто темное в ЛВУ хочется отрезать. Идея хорошая, из всего этого можно сделать хороший лаконичный снимок - отодвинуть все от фона (простого, без фактуры), поменьше цветов, может, даже один, поработать со светом. И качество не на высоте - снимок серый, не хватает контраста.

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #8 : Июль 04, 2015, 11:29 »
Вчера пыталась снова переснять  свой натюрморт. На мой взгляд получилось не очень удачно, но все же, можно я покажу?
Вариант 1 : Вариант 2:
Здесь я похоже промахнулась с выбором цвета винограда, как-то мне кажется он не вписывается в общий колорит снимка :(
Но все же хочу спросить, получилось ли у меня на этих снимках что-то более приличное по свету чем в предыдущем варианте?
И первый снимок снова сделала вертикальным, как Вы считаете здесь вертикаль все еще активная? вообще не очень пинимаю термин "активная вертикаль"  :oops:
И еще вот такой вариант без колоска. Вот так может быть лучше? Но, честно говоря, больше всего интересует вопрос света.

Что касается света, то какая то работа с ним видна, судя по лучу на стене.  Но как раз на пути этого света Вы ставите то корзину, то вазу.
Относительно активной вертикали - это некий вертикальный предмет, сильно вытянутый в длину по сравнению с другими. Наличие его требует заполнения свободного пространства.  К примеру, на первом снимке две трети снимка занято только колосками. В результате кадр необоснованно вытянут по вертикали, и верхняя часть практически пустая.
Ваза вообще лишняя везде. Виноград слишком выложен и по колориту плохо подходит. Яблоко из-за малой величины корзины кажется огромным.
Если хочется снять натюрморт с фруктами, найдите классические живописные образцы, внимательно их рассмотрите. Не надо их копировать, надо понять логику освещения и компоновки предметов.

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #9 : Июль 04, 2015, 11:42 »
Буду рада услышать ваше мнение относительно моих попыток.

1   2 и еще один  3   4

По-видимому, это имитация найденного натюрморта, снятая при естественном свете и на натуре? Тогда стоило немного переложить предметы. Особенно мешает круглое сито, оно практически негде не вписалось и мешает.
Свет красивый, но формы не сложились. К примеру, на последнем фото, если убрать сито, которое некрасиво пересекается с ручкой, поработать с солнечными пятнами, то вполне может получиться хороший натюрморт.

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #10 : Июль 04, 2015, 11:44 »
Появилась вчера маленькая возможность поснимать и вот что из этого вышло...

Разные варианты одной и той же композиции на тему сливового варенья:)
Добавила вариант без текстуры (чуть увеличила насыщенность цвета на варенье)

Достоинством всей серии является, на мой взгляд, удачный колорит, цвета вполне гармоничные. Красивая банка с симпатичной бумажкой и веревочкой, но вазочка с вареньем не совсем удачно с ней сочетается. Когда они рядом - то из-за похожего размера непонятно, что главное. Решение размыть вазочку нельзя назвать удачным. Такой прием хорош, если ЗП светлый, тогда это позволяет обозначить пространство.  Текстуру на фон, если уж накладывать, то подбирать соответственно материалу фона- то есть имитировать естественные трещины стены, к примеру. Снимки без текстуры лучше, но и на них ощущение, что некоторые места переэкспонированы, веревочка, бумажка. Иногда освещение фона не совпадает с общим световым эффектом. То есть свет к примеру справа, а фон там темный.
Но и при всех недостатках пока что, как мне кажется, это лучшее, что было показано.

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #11 : Июль 04, 2015, 11:46 »

  Наконец, нашла время поснимать.   По моим ощущениям кадр разваливается на 2 части (???), как-то хочется все к центру сдвинуть?





Насчет разваливания вы совершенно правы. Правая половина снимка с очень красиво освещенными свеклами и замечательно показанными хвостиками- это одно, а левая - с яркими и выпадающими из колорита морковками - совсем другое. Причем развалу способствует не только пустая середина с темным пятном на стене, но и дисгармония цветовых пятен. Исправленный вариант в сообщении ниже проблему не устранил. Свет, фактуры и качество -  у вас на высоте, что очень радует.


Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #12 : Июль 04, 2015, 11:47 »
Пока весь виноград не осыпался сделала вчера серию фото(на курсе ФК-1 делала подобное, вновь постаралась переснять с учетом замечаний к той работе).
,,

Что касается света и фактур, то все хорошо. Мне не очень нравится падающая сверху вертикаль зелени, на последнем снимке с этим лучше, но зелени вообще многовато, как мне кажется, особенно в корзине. И она слишком насыщенная по цвету.
Ппавый верхний угол и вправду пустой, но еще больше напрягает близость фона. Все к нему прижато, возможно, это из-за слишком резких трещин после нанесения текстуры. По возможности всегда отодвигайте фон, это делает снимок более пространственным, воздушным.  И светлое пятно посреди фона тоже как то не оправдано. Я бы откорректировала примерно так:

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #13 : Июль 04, 2015, 11:48 »

  Вот, еще рыбок попробовала сфотографировать.......


Натюрморт красивый, особенно здорово получилась рыба на переднем плане. А вот рыбы на заднем плане нерезкие, почему? Зелень в корзине вроде резкая.
Справа лимоны отвлекают, их нужно убрать, но не так радикально, как на снимке в последнем сообщении, потому что немного освещенного укропа хотелось бы видеть. Желтого справа много, а слева нет вообще, надо подумать о размещении цветовых пятен. Насыщенность корзины я бы приглушила.
А в целом очень приятное впечатление. Второй мне понравился меньше по свету, но тоже неплох.

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Мастер-класс по съемке натюрморта
« Ответ #14 : Июль 04, 2015, 11:57 »
Снимала летом, на улице, не при свете из окна. Но пытались подсвечивать отражателями и зеркалом. Понимаю, что все плохо, но нужно же с чего-то начать?

:roll:

Свет на первом снимке мягкий, это хорошо. Но в целом формы некрасиво наложились друг на друга. Кроме того, важно понять, что мы хотим снять. Либо это должна быть естественная обстановка - найденный натюрморт, либо красивые формы и фактуры - тогда вполне допускается отсутствие идеи, либо символический натюрморт, либо классика с продуманным светом, наверное, есть еще варианты.
Но идея должна сложиться заранее, перед съемкой.
Второй совсем плохо - смысл его непонятен, хаос форм.
На последнем идея зафиксировать свет понятна, ручка мешает, компоновка не сложилась, глубина резкости маловата для показа фактур.