Автор Тема: Об освещении натюрморта  (Прочитано 109495 раз)

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Об освещении натюрморта
« : Июль 06, 2015, 13:17 »
Цитаты с форума на темы освещения при съемке натюрморта

На мой взгляд, для натюрморта не обязателен импульсный свет. Вполне можно обойтись хоть лампами-прищепками. Для того, чтобы свет отсекать (сужать световой поток), что часто требуется при работе с небольшими предметами, можно перед лампами ставить картонки с прорезями, только на расстоянии от них. Очень хороши бывают композиции с естественным светом. В качестве отражателя -любая белая поверхность (бумага, ткань, стена и т.п).
Если не хочется со всем этим возиться, можно купить любой моноблок начального уровня, типа такого http://www.foto.ru/product.php?id=28127&acc=1&am... к нему шторки и конус. Моноблок использовать для рисующего света, в качестве рассеивающего света и фонового использовать ваши остальные осветители.

Для съемки можно использовать лампы-прищепки. Я делала из непрозрачного картона на них тубусы, чтобы был узкий пучок света, светить можно через решетку, банки с водой, шторы, жалюзи - идей масса, все зависит от того, какой вам нужен эффект. Как мне кажется, в ваших работах не хватает скорее более интересного света в плане расположения источника света относительно объекта, у вас весь свет фронтальный, все равномерно освещено и это скучно. Попробуйте ставить источник света в заднедиагональное положение, боковое, выше, ниже.

При локальном, направленном освещении тени неизбежно будут черные. Глаз видит и в темных участках, а вот фотоаппарат нет. В результате окружающая среда может быть потеряна. Чтобы этого не происходило, надо создавать общий уровень освещенности светом рассеянным, лучше отраженным. Например, отражение от потолка. И на этом фоне общего освещения ( в кинематографе его называют заливающим светом) уже рисуют нужный эффект освещения светом направленным. Это позволяет избежать провалов в тенях. Если тени все-таки получились темные, их можно дополнительно осветить светом заполняющим. Все зависит от тональности снимка. Если имитируете ранее утро, когда комната наполнена ярким светом, подсветка теней должна быть сильнее, если поздний вечер и свет от настольной лампы, то тени могут быть темные, но не провальные, очертания предметов должны и там быть.

Вчера от одной прищепки отказалась. Откопала лампу, такую как в известном мультике, которая прыгает, складывается пополам в букву зю и голова крутится в разные стороны. Правда, доисторическая, еще 80х лохматых...... но как с ней оказалось удобно - как хочешь повернешь, изогнешь, под любым углом и ракурсом. Поставила энергосберегающие лампы помощнее... правда им время надо что бы набрать яркость, но процесс бодрее пошел. А еще мне очень помогают зеркала, косметическое увеличительное и автомобильные заднего вида.

Вы можете применять самые разные источники света, но в конечном результате зритель должен увидеть мягкий рассеянный свет от окна.

Свет не только изобразительный инструмент, коим передается настроение - нужно помнить о свете - как о реальном источнике освещения, в чулане как я могу представить - свет рассеянный в застоявшемся воздухе - пыли и пр. частиц, рассеивающим свет - делающим его из жесткого точечного в рассеянный - мягкий.

По просьбе Марины Ильиничны попробую сделать описание, как снимала натюрморты по этому заданию, я плохой писатель, но надеюсь, что кому-то это поможет!!!!!!!! На самом деле все не так сложно и нужен только один осветительный прибор!
а. Выключаю на кухне свет. На кухне есть светлая стена с плавно регулируемыми настенными светильниками, иногда я ими пользуюсь, как заполняющим светом. Иногда достаточно только стены( вместо отражателя), иногда приходится на нее вешать белый ватман. От профессиональных отражателей я в последнее время совсем отказалась, они убивают естественность.
б. Я пользуюсь только одним софтбоксом (импульсный свет). Никаких экспонометров. Кривые тоже не прослеживаю. Методом проб и ошибок свет я уже чувствую и на пробном снимке видно, есть ли пересветы или провалы в тенях. В последнее время снимаю так, чтобы не нужно было исправлять эти огрехи в ФШ. Видимо, приходит с опытом…
в. Двигаю софтбокс, меняю его высоту и угол наклона. Делаю пробные снимки. Самое главное назначение света – создать атмосферу снимка. И постараться, чтобы светом было выделено главное.
После того, когда нужный свет, наконец, пойман: еще раз смотрю, как он повлиял на восприятие предметов.  Это зависит от самого света, но больше от выбранных вами предметов. Если большая разница в тональности, то естественно, или белый предмет засветите, или темный недоэкспонируете. Бликующие или более светлые можно поставить дальше от источника света. Двигая и поворачивая бликующий предмет сложной формы, можно регулировать площадь и форму бликов на нем, или поставить так, чтобы они были затенены другим предметом.
г. Снимаю чистовик, корректируя световой поток с помощью отсечения картонкой (если нужно).

Как снимала свет из окна? Для направленного света завесила софтбокс черным картоном, на этом снимке это видно.

Относительно заднедиагонального света: конечно, фон нужно освещать отдельно. Вообще, в идеале нужно снимать далеко от фона и светить на него отдельным источником, согласовывая световой эффект на фоне с эффектом освещения самих объектов. Прежде всего поэтому надо определить для себя, откуда падает свет — от окна, от лампы, от свечи, из приоткрытой двери и т. д., а потом его имитировать.

Свет - софтбокс. У меня их два, но второй валяется в кладовой, не нашла пока ему применения... Направление света - заднедиагональное, ближе к боковому, наверное, сейчас уже не помню...так как двигала, глядя на световой поток, а не заморачивалась, как стоит. Кстати, я поэтому ничего и никогда не могу переснять... Делаю много дублей с разным светом, потом забываю, где свет стоял. а его чуть-чуть сместишь, совсем другая картинка получается.... Сбоку на кухне у меня довольно светлые обои, но если надо тени подсветить - есть белый ватман. Сейчас думаю, что он все подряд подсвечивает, нужно какие-то маленькие кусочки бумажки....

На фото 1 надо поставить реальный эффект освещения. Какой источник вы предполагали, когда светили сверху справа? Задача в том, чтобы имитировать "правду" светового рисунка, у зрителя должно быть ощущения того, что свет от двери, окна или иного источника вдруг попал на столь любопытный предмет.

Источников света сколько угодно, важно прочтение их действия в соответствии с житейской правдой. А сочетание холодного света от окна и теплого света ламп накаливания, как -правило, выглядят очень красиво.

Да и свет от софтбокса рассеянный, не очень годится для резкого света из двери. Есть несколько вариантов. Можно поставить две большие коробки например и светить между ними, имитируя щель и добиваясь нужного эффекта. Можно попробовать сделать то же самое, используя шторки, если есть, и сильно зажав их. Но в обоих случаях нужно следить за заполняющим светом, не допуская, чтобы все провалилось в черноту, и в то же время, чтобы световой эффект был правдивым. Еще многое зависит от расстояния от источника света.

Если не получилось при съемке сделать выделением светом, в какой-то мере можно это исправить в фотошопе.
Делаете копию основного слоя в режиме Умножение(Multiply), добавляете маску, и на маске слоя рисуете черно-белый радиальный градиент. Там, где белое — появится область затемнения, в черном центре градиента все останется таким же светлым, как на основном слое.

Как я снимала предметы для урока «Рекламный натюрморт».
Один маленький моноблок фалконайс 110 с софтбоксом 45х45 -это свет рисующий. Все стоит на листе белого пластика в самодельной палатке из металлопластиковых труб, накрытой белой тканью. Позади - фалконайс 300DE с софтбоксом 60х80. Предмет получается снят в рассеянном мягком свете на засвеченном белом фоне, почти без теней.

Относительно света -  можно взять самые простые моноблоки, они и для Портрета вполне годятся.
Потом, когда поймете, чем вам хочется заниматься, купите более мощные.
Лучше и дешевле взять набор, типа такого http://www.pxel.ru/products/169264
Для натюрморта вполне достаточно 2 осветителей, а для Портрета нужно 3.
Достоинство этого набора в том, что в него входят соты и нет зонтика, который, как правило, не нужен.
Хорошо бы еще тубус типа такого http://www.pxel.ru/products/86837, вроде бы байонет у них с мноблоками одинаковый - Bowens, но лучше звонить и выяснять.
Еще можно отражатель со стойкой, но вполне можно обойтись и ватманом.
Сейчас появились осветители постоянного света LED http://www.pxel.ru/products/foto/led-osvetiteli
Если бы я сейчас начинала снимать, то, возможно, купила бы их. Но не уверена, что для них есть насадки, а для натюрморта отсечение света очень важно.
« Последнее редактирование: Июль 06, 2015, 13:25 от Лариса Лофицкая »

Fire Island

  • Проверенные пользователи
  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 40
    • Просмотр профиля
Re: Об освещении натюрморта
« Ответ #1 : Июль 06, 2015, 14:27 »
У меня вопрос по поводу резкости.

Если я снимаю натюрморт маркообъективом фикс, можно ли для получения равномерной резкости по всей прощади кадра использовать, например, такой прием:

1) снимаю кадр, фокусируясь на предметах переднего плана;
2) не меняя положение камеры перестраиваю фокус на удаленные предметы, с которых ушла резкость;
3) в фотошопе совмещаю эти два кадра.

Используют ли такой прием при съемке натюрмортов или это неправильно?

Такой прием использовать можно, но обычно достаточно зажать диафрагму до 8-11. Главное, не использовать слишком длиннофокусные объективы. У макрообъектива фокусное 100? Думаю, резкость предметов второго плана будет вполне достаточной. Ну и не разносить слишком далеко объекты по глубине кадра, если хотим сохранить большую ГРИП.
Учитывая то, что мы смотрим уменьшенные снимки, все будет казаться резким.

« Последнее редактирование: Июль 08, 2015, 11:53 от Лариса Лофицкая »
Татьяна

Татьяна

  • Проверенные пользователи
  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля
Re: Об освещении натюрморта
« Ответ #2 : Июль 07, 2015, 19:04 »
Лариса, спасибо, очень интересно!
Даже захотелось снять натюрморт :).

Hako

  • Проверенные пользователи
  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 36
  • Дмитрий Жарёнов
    • Просмотр профиля
Re: Об освещении натюрморта
« Ответ #3 : Июль 08, 2015, 08:57 »
У меня вопрос по поводу резкости.

Если я снимаю натюрморт маркообъективом фикс, можно ли для получения равномерной резкости по всей прощади кадра использовать, например, такой прием:

1) снимаю кадр, фокусируясь на предметах переднего плана;
2) не меняя положение камеры перестраиваю фокус на удаленные предметы, с которых ушла резкость;
3) в фотошопе совмещаю эти два кадра.

Используют ли такой прием при съемке натюрмортов или это неправильно?

Добрый день, прочитал Ваше сообщение... вот возник вопрос, а зачем Вам чтобы все планы были резкими? не потеряется ли при этом объем/пространство?

Fire Island

  • Проверенные пользователи
  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 40
    • Просмотр профиля
Re: Об освещении натюрморта
« Ответ #4 : Июль 08, 2015, 10:24 »
Добрый день!

Я спрашивала про значимо важные предметы, с которых ушла резкость, а не про фон.
Татьяна

Hako

  • Проверенные пользователи
  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 36
  • Дмитрий Жарёнов
    • Просмотр профиля
Re: Об освещении натюрморта
« Ответ #5 : Июль 13, 2015, 11:07 »
Добрый день!

Я спрашивала про значимо важные предметы, с которых ушла резкость, а не про фон.
Татьяна, так и я про фон ничего не писал... от чего бы не попробовать отснять с разными ГРИП постановку, мне кажется, что можно применить и малые ГРИП - все зависит от целей
... тема не новая, но

Fire Island

  • Проверенные пользователи
  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 40
    • Просмотр профиля
Re: Об освещении натюрморта
« Ответ #6 : Июль 13, 2015, 11:19 »
О, Спасибо, Hako!
Я так пока не научилась))) пыталась с чужим проектором, но пока ничего достойного не получилось, не успела продумать сюжет, а проектор сегодня вот вернула..
Очень здорово! Супер)

Вы же Дмитрий, да?
Татьяна

Hako

  • Проверенные пользователи
  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 36
  • Дмитрий Жарёнов
    • Просмотр профиля
Re: Об освещении натюрморта
« Ответ #7 : Июль 13, 2015, 11:32 »
О, Спасибо, Hako!
Я так пока не научилась))) пыталась с чужим проектором, но пока ничего достойного не получилось, не успела продумать сюжет, а проектор сегодня вот вернула..
Очень здорово! Супер)

Вы же Дмитрий, да?
Дмитрий, оч.приятно... это не мои работы) скинул как пример.
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%B9