Автор Тема: Как я снимала натюрморт  (Прочитано 11403 раз)

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Как я снимала натюрморт
« : Июль 23, 2015, 12:50 »
Эта история началась 8 лет назад и пока еще не закончилась.
В 2007-2008 году я училась на курсе «Натюрморт» в школе Foto.ru.
В 2010-2011 году повторила обучение. Могу сказать, что этот курс фантастически стимулирует творческое начало.
Поэтому через четыре года я прошла его еще раз. Я выкладывала свои работы на форуме Foto.ru, но они были доступны не всем.
Мы с Мариной Ильиничной решили, что вам будет интересно проследить развитие каждой темы курса от первых работ до последних.
Всего будет 8 тем - по числу уроков.
Если есть вопросы по съемке или обработке - спрашивайте, с удовольствием отвечу.

« Последнее редактирование: Сентябрь 01, 2015, 11:29 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #1 : Июль 23, 2015, 12:52 »
1 урок.
Композиция форм.
Задание на практическую работу:
Выполнить съемку декоративных композиций (3 снимка) различных форм. Желательно сделать серию снимков из одинаковых форм, но отличающихся компоновкой кадра и эффектом освещения.
Цель работы :
научиться строить композицию форм по различным геометрическим схемам построения кадра.


Совет: гармония форм — суть этого урока. Старайтесь за привычными предметами увидеть линии, кривые, взглянуть на них другим взглядом.

2007 - 2008 год.
Простые формы шариков и листов ватмана - то, что необходимо для этого урока.
Светила галогенками, листы ватмана подвешивала на стойках, шарики крепила белым пластилином.
Перевод в ч/б и тонирование позволил уйти от цвета и сосредоточиться на формах.

« Последнее редактирование: Июль 23, 2015, 13:40 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #2 : Июль 23, 2015, 13:00 »
2010 - 2011 год.
 Время шло и мне захотелось показать не просто формы, но и сюжет, стоящий за ними, наполнить снимки содержанием. Я поставила себе сложную задачу добиться гармоничных форм, снимая самый простой объект - вырванный из блокнота лист. Фон  - серая бумага, подсвечивался фоновым рефлектором, овальным.
Рисующий свет — моноблок с сотами и шторками, слева заднедиагонально. Заполняющий свет — софтбокс практически сверху. Бумажки подвешивались на нитках, которые в фотошопе потом убирались. Раскрытый блокнот — между листами вставлены кусочки двустороннего скотча, удерживающего листы в таком виде. Дополнительно была наложена черно-белая текстура на фон в режиме Soft Light.  Обработка в фотошопе — перевод в ч/б  и тонирование.
« Последнее редактирование: Июль 23, 2015, 13:40 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #3 : Июль 23, 2015, 13:17 »
2014 - 2015 год.
История космического путешествия.
Главный герой - головка чеснока, декорации - пенопласт. Удивительно фотогеничный оказался материал.
Освещение самое простое — один моноблок в заднедиагональном положении. Лишь для фото 4 я использовала два моноблока с верхним светом.
Отдельно расскажу об организации освещения фона. Для этого использовался проектор, подключенный к ноутбуку.
При съемке с проектором есть некоторые тонкости. Прежде всего, помещение должно быть достаточно просторным, поскольку проектор нужно установить так, чтобы световой луч его не пересекался с местом для съемки. Изображение можно проецировать на любую белую поверхность, хотя, конечно, экран лучше.
Выдержка составляет примерно 0.5 с. Это необходимо, чтобы вспышка проработала передний план — непосредственно сами предметы, а в остальное время камера отработает фон. Соответственно, фотоаппарат должен стоять на штативе, лучше применять пульт дистанционного управления или таймер, чтобы при спуске затвора не было сотрясения.
Изображения для проектора можно брать в интернете, если не собираетесь продавать работы. Для стоков, конечно, можно использовать только свои собственные.
Фон с мелкими деталями не совсем подходит для проектора — из-за естественного размытия звезды получались кружочками, поэтому на снимке 2 и 5 фон пришлось вставлять в ФШ.
При всех сложностях оно того стоит — возможности для съемки предметов с использованием проектора фантастические. Остальные фоны пылятся в углу.
« Последнее редактирование: Июль 23, 2015, 13:40 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #4 : Июль 27, 2015, 12:17 »
2 урок.
Композиция цвета.

Задание на практическую работу:
Композиция цвета - мажор (музыкальное произведение, написанное в мажоре, звучит ярко и бодро).
Композиция цвета - минор (минорный лад, строй - мягкий, грустный в противоположность мажорному яркому и бодрому);
Композиция цвета - аккорд в басах.
Цель работы:
1. Научиться рассматривать цвет (колорит), как изобразительную форму, как прием воздействия его на психологию восприятия зрителем; оценивать эмоциональную связь музыки и цвета.
2. Научиться получению целостной по цвету композиции, вызывающие определенные ассоциации у зрителя.


Совет: композиция форм и цвета в курсе Натюрморт- это фундамент, на котором вы построите  все остальное. Отнеситесь к этим двум урокам максимально серьезно, но старайтесь уложиться в рамки отведенного на них времени. Как показывает опыт, догонять потом бывает очень трудно.
Полезные ссылки:
http://photo.net/gallery/photocritique/filter сортировать по Photo Category - Abstract, Timeframe – All time
http://all-art.do.am/board/stili_i_napravlenija_v_iskusstve/abstrakcionizm/1-1-0-2
https://1x.com/photos/popular/abstract

2007 - 2008 год.
Скажу сразу, что мне не нравится, как я выполнила этот урок. Но на большее я не была способна.
Минор - вначале снимок выглядел так, как на первом фото с тюльпанами. Очень неудачна форма вазы  - она тяжелая и доминирует в кадре. Поэтому Марина Ильинична подсказала кадрирование - фото2. Так несомненно стало лучше, но все равно все это выглядит довольно бедно. Цвета вполне минорные.
Снято было софт-объективом на фоне раскрашенной бумаги.

Мажор на мой взгляд не очень мажорный, цвета приглушенные, поскольку снималось все через измятую кальку или пакет, я не помню точно. Бутылка и здесь как-то на мой взгляд не вписалась. Все стоит на раскрашенной бумаге.

Последний снимок - стаккато. Стаккато -  музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами.  Мне кажется, этот вариант вполне соответствует заданию. Нижний шарик лежал на бумаге, съемка велась сверху. Остальные были вставлены в фотошопе.
« Последнее редактирование: Июль 27, 2015, 12:26 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #5 : Июль 27, 2015, 12:30 »
2010 - 2011 год.

Здесь тоже я усложнила себе задачу - хотелось снять во всех трех случаях один предмет - старенькую скрипку, но чтобы она выглядела везде по разному.
Минор -  это легкость, воздушность, пастельные цвета. Не обязательно это грусть, вполне возможна и светлая радость.
Мажор — яркие, чистые, часто контрастные цвета.
Аккорд в басах  - гармоничное сочетание нескольких насыщенных цветов. Их не должно быть много, вполне достаточно трех основных.

Первый из миноров снят через трехлитровую банку, в правом нижнем углу видно ее донышко. Фон — полупрозрачный гибкий пластик, подсвеченный сзади рефлекторами с голубым, красным, желтыми фильтрами. Скрипка подвешена, смычок зажат в стойке. Рисующий  свет- боковой с сотами и желтым фильтром, снизу дополнительно еще моноблок с красным фильтром для создания розового блика на скрипке. Справа отражатель. Все это выглядит довольно сложным, но на самом деле количество осветителей добавлялось в процессе съемки. Банка стояла на столике перед камерой. Фокусировалась сначала на скрипку, камера была на штативе, потом подставляла банку, смотрела в видоискатель, крутила банку, добиваясь нужного результата и дожимала спуск. В ФШ — осветление, небольшое кадрирование.

Второй минор и  два остальных снимка- отражение в пластине глянцевателя. Пластина глянцевателя в согнутом виде ставилась на столик, закреплялась зажимами. Фон — тот же полупрозрачный пластик, но светила не сзади, а на фон, моноблоками с разноцветными фильтрами. Нельзя, чтобы прямой свет попадал на саму пластину. Скрипка подсвечивалась справа моноблоком с красным фильтром. Скрипку держала в руках в случаях с минором и басами, в случае мажора она лежала на столике. Фокусировалась ,глядя в пластину через видоискатель. Затем небольшая доработка в ФШ — осветление и придание холодности колориту в миноре, локальное затемнение и осветление в мажоре. В мажоре, наоборот, придала более теплый оттенок цветам. Басы дорабатывались значительней. Вначале фон там был синий, он плохо гармонировал с красным.
 

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #6 : Июль 27, 2015, 12:44 »
2014 - 2015 год.
Техника съемки этого урока довольно интересна и позволяет фотографическим методом, без применения ФШ создавать картинки в духе «русский авангард начала 20 века».
Идея возникла неожиданно — привлекло внимание яркое отражение фона в зеркале, лежащем у стены.
Для съемки использовался проектор, о котором я писала в первом сообщении, одно зеркало в узкой раме, два осколка разбитого овального зеркала и керамическая бутылка.
Я ниже даю схему, чтобы было понятнее.
На стуле, на стопке с книгами, стоят зеркала. Длинное зеркало прислонено к спинке стула, оно неподвижно, положение зеркальных осколков я меняла. Луч из проектора, подключенного к ноутбуку, попадает на зеркальные поверхности и каким-то образом в них преломляется. В свою очередь, зеркала отбрасывают полученное изображение на круглый отражатель, стоящий слева от стола с бутылкой. Сама бутылка в кадр не входит, на снимках видна лишь ее тень.
Камера стоит на штативе и направлена на отражатель. Отражатель белый, диаметром около метра, на стойке.
Для съемки использовался только свет проектора, выдержка длинная, от одной до нескольких секунд.
В первом варианте минора черный фон был заменен на синий градиент, снятый через проектор и зеркала тем же методом.
Процесс съемки необычайно увлекателен. Меняя фон в проекторе, двигая проектор, перемещая зеркала, изменяя положение бутылки, можно получать самые немыслимые сочетания форм и цветов. Все это напоминает разнообразием и непредсказуемостью узоры детского калейдоскопа.
« Последнее редактирование: Июль 27, 2015, 12:47 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #7 : Январь 05, 2016, 12:19 »
3 урок
Фотографический натюрморт.

Задание на практическую работу:
Выполнить съемку трех постановочных натюрмортов по теме:
"Это было недавно,
Это было давно..."
Для выполнения съемки надо придумать историю взаимоотношений - "Отцы и дети", "Мать и дитя", "История любви", "История разлуки", "Вчера был праздник, " В предчувствии встречи", "Горькие воспоминания", "А грусть моя светла..." и пр. Написать краткий сценарий прошедшего события и проиллюстрировать человеческие чувства через предметы, их взаимодействие и отношения.
Цель работы:
 научиться выбирать предметы и строить композицию натюрморта с целью передачи настроения и чувств.



Совет: когда снимаете третий урок, относитесь к предметам как к формам, старайтесь показать их наиболее гармонично. Не забывайте и о колорите снимка — от него во многом зависит настроение работы.
Полезные ссылки:
http://intpicture.com/kak-ya-stavlyu-svet-pri-semke-natyurmortov/
http://www.adme.ru/zhizn-nostalgiya/sssr-v-natyurmortah-568705/
http://www.photographer.ru/gallery/47.htm

2007-2008 год.
Задание в тот год несколько отличалось от обозначенного выше, тогда не требовалась серия из трех снимков, связанных общей темой.
Как оно формулировалось, я уже не помню. Но суть была та же - показать чувства через предметы и среду их обитания. Это были мои первые настоящие натюрморты и я очень старалась.
"Мишкина жизнь" снималась под столом. Позади стола стоял лист фанеры, на нем, насколько я помню, лежали какие-то палочки. Все это затем, чтобы сымитировать луч света, проникший на запыленный чердак. Помнится, я даже трясла мешком от пылесоса для достоверности. Освещение - два галогеновых прожектора, один был расположен фронтально, рассеивался калькой, другой светил в щель между столом и фанерой.
"Об ушедшем" - натюрморт на подоконнике. Здесь все просто и говорить не о чем.
"Старая посуда" - этот снимок был сделан у окна, при естественном свете. Кажется, я чем-то перегораживала свет от окна.
« Последнее редактирование: Январь 05, 2016, 15:31 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #8 : Январь 05, 2016, 12:26 »
2010-2011 год.
Серия из трех снимков - "Свет из окна".
История про старое окно, которое было свидетелем детских радостей, одиночества, старости, освещая людям жизнь. А потом его поменяли на пластиковое и выбросили.
Все три снимка сделаны в студии, это постановка, свет из окна имитировался с помощью импульсных моноблоков. Оконная рама - реальная.
"Светлое утро". Фон — голубая бумага пандусом, на него светит овальный фоновый рефлектор. Рисующий свет  - слева, заднедиагональный. За камерой сзади стоит софтбокс. Шарик привязан к стойке, снизу на него дует вентилятор. Окно стоит практически на полу. В ФШ затем шарик уменьшила, снимок кадрировался, немного осветлила фон.
"Хмурый день". Окно стоит на 2 стульях, справа лист фанеры. Позади окна большой софтбокс. Слева от окна моноблок с портретной тарелкой, свет низкий, почти на уровне стола. Сверху справа над столом отражатель, в него с левой стороны направлен моноблок со шторками — заполняющий свет. Фанеру справа подсвечивает маленький моноблок со шторками. В ФШ кадрирование, небольшое тонирование, чуть добавлен контраст.
"Лунная ночь". Все та же рама стоит на полу, через нее светит моноблок со шторками для создания тени от окна. Еще один маленький моноблок подсвечивает противоположную стену, которая отражается в зеркале. Все это снималось в углу, поэтому подсветка естественная от стены, хотя большой софтбокс слабо светил слева от камеры. В ФШ изменение баланса белого, затемнение, увеличение контраста для имитации ночного освещения.

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #9 : Январь 05, 2016, 12:35 »
2014 - 2015 год.
"Все унеслось прозрачным дымом,
Истлело в глубине зеркал..."
Анна Ахматова

Со временем техника съемки стала значительно проще - никаких нагромождений табуреток, оконных рам и осветителей.

"За завесой памяти". Освещение - один моноблок со шторками слева сбоку, с противоположной зеркалу стороны лежит круглый отражатель, на него проецируется картинка из проектора. Эта картинка отражается в зеркале, создавая необходимый фон.

"Светлый сон". Радостные снимки мне удаются хуже. Переднедиагонально справа расположена портретная тарелка с надетым для рассеивания тканевым белым чехлом. Картинка из проектора проецируется на белую стену и затем отражается в зеркале. 

"Зазеркалье". С левой стороны светят соты со шторками, и также слева маленький моноблок со шторками для подсветки шляпы. Свет от пилотов, не импульсный. На этот раз как-то обошлась без проектора.



Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #10 : Январь 11, 2016, 16:38 »
4 урок.
Композиция натюрморта.
Задание на практическую работу:
Выполнить съемку трех «найденных» натюрмортов по теме: "Немое свидетельство вещей".
Цель работы – научиться «видеть» целое в единичном, общее в частностях, научиться передавать предметами, их расположением и сочетанием характер человека, для которого эти предметы - среда обитания.


Совет: если специально  искать сюжеты к этому уроку, можно их не найти, поэтому очень советую начать снимать заранее, прямо с начала курса.
Полезные ссылки:
http://still-life-bw.livejournal.com/

2007 - 2008 год.

Это особенный урок. Ведь чтобы научиться замечать "немое свидетельство вещей" нужно время и опыт, а это значит, что думать о заданиях нужно задолго до срока сдачи отчета. Когда я училась на Натюрморте в первый раз, это был для меня самый трудный и непонятный урок. Тогда я  пошла по пути наименьшего сопротивления и просто сымитировала "найденный натюрморт". Это бросается в глаза, поэтому всеми тремя снимками я недовольна.
Свет везде естественный, от окна.
« Последнее редактирование: Январь 11, 2016, 16:46 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #11 : Январь 11, 2016, 16:42 »
2010 - 2011 год.
К этому времени я обзавелась простым компактом Canon sx130is и начала охоту за сюжетами.
Задания этого урока несомненно способствуют развитию наблюдательности и правильного видения кадра. При условии, что в кармане всегда лежит компактная камера.
Все три снимка - не постановочные, никакого дополнительного освещения не применялось. В ФШ было выполнено усиление контраста, тонирование, на первом фото- небольшое осветление нижней части снимка.
« Последнее редактирование: Январь 11, 2016, 16:50 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #12 : Январь 11, 2016, 16:54 »
2014 - 2015 год.
Сейчас у меня огромное количество "найденных натюрмортов", эта тема стала моей любимой. Часть из отснятого я выложила на своем сайте http://sigma.el-la.ru/
 Большинство фотографий сделано камерой Sigma Merill DP2. Она дает фантастическое качество, причем помещается в кармане.
Из сотен снимков мы с Мариной Ильиничной отобрали для урока три фото, связанные одной темой - взгляд через окно. Вот они:
« Последнее редактирование: Январь 11, 2016, 16:56 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #13 : Январь 29, 2016, 16:54 »
5 урок.
Большой мир малых вещей.
Задание на практическую работу:
Выполнить съемку трех натюрмортов по теме: «Символический натюрморт (вещи символы, намеки).
Цель работы: научиться использовать предметы, колорит, тональность, в целом композицию снимка, как символы, символы понятные зрителю, раскрывающие содержание снимка.


Совет: стремитесь к лаконичности, не перегружайте композицию. Прежде всего, обдумайте сценарий, связывающий воедино все три снимка.
Полезные ссылки:
Полезные ссылки:
http://arts.in.ua/artists/belov/f/2805/
http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post137357031/

2007 - 2008 год.

Символический натюрморт - это прекрасная возможность через предметы, колорит, тональность снимка выразить состояние своего внутреннего мира, свое отношение к жизни. Это трудно, но очень увлекательно.
Когда я снимала этот урок в первый раз, в качестве осветителей я использовала галогеновые лампы.  Ограничителями света служили куски картона и фанеры. Главная трудность была не в том, как это снимать, а что именно снимать. Подходящая идея - основа этого урока.

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Как я снимала натюрморт
« Ответ #14 : Январь 29, 2016, 17:04 »
2010 - 2011 год.

С самого начала планировала снять серию из каких-то простых предметов. Вместо трех снимков получилось семь, увлеклась). Сначала романтическая встреча, затем проза будней, трагический разрыв отношений, разлука — и вот, пути разошлись, один  вверх, другой вниз, - жизненная история, рассказ о двух прищепках:

Четыре снимка из семи — 1, 4, 5, 6 — снимались на стекле, лежащем на двух табуретках.
Этот способ съемки позволяет создавать удивительные иллюзии полета и движения, очень рекомендую попробовать.
Под стеклом лежит лист голубой бумаги в первом случае, в остальных серый пластик. Камера  - в руках над стеклом. Рисующий свет — моноблок с тубусом слева заднедиагонально, низко.
Фоновый свет — моноблок со шторками на полу, также заднедиагонально. Шторки от полностью раскрытого положения, как на первом снимке, до узкой щели — на четвертом. На пятом фото  перед шторками стоят три бутылки с водой для создания световых лучей. Заполняющий свет—это софтбокс с противоположной от камеры стороны, по другую сторону стекла на малой мощности. Главная проблема при съемке на стекле — следить, чтобы в нем не отражалось ничего лишнего. Это достигается положением осветителей и камеры. Еще одна трудность — низко расположенный рисующий свет выявляет пыль на стекле, тщательная протирка помогает, но не совсем. Все это нужно убирать в фотошопе, удобнее всего создать копию слоя, применить к ней фильтр Пыль и царапины (Dust and scratches), а потом прорисовать значащие детали по маске слоя черной кистью.
Второй снимок — там все просто, веревка возле стены, тень на фон от моноблока с тубусом, затем кадр перевернут в Фотошопе.
На третьем снимке использован заднедиагональный моноблок со шторками  как рисующий свет, фоновый  свет - это овальный рефлектор, заполняющий свет - софтбокс от камеры.
И последний снимок — заднедиагональный, почти контровой рисующий свет, направлен между двумя картонками, для заполнения теней использован белый отражатель от камеры.
Обработка всех снимков— контраст, тонирование, в некоторых случаях наложение текстуры с пятнами в режиме Soft light.
« Последнее редактирование: Январь 29, 2016, 17:07 от Лариса Лофицкая »