Автор Тема: Материал с форума"Натюрморт"  (Прочитано 29625 раз)

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Материал с форума"Натюрморт"
« : Июль 27, 2015, 11:47 »
Некоторые мысли по поводу первого урока - "Композиция форм"

Начните с одной формы, одной линии...потом добавляйте, добиваясь выразительности.

Можно использовать и простые геометрические формы, но они должны составить целостную, выразительную картину. Не стоит использовать стекло, дополнительные отражения "разваливают" композицию.

Нет гармонии форм, "свалка" плоскостей и объемов. Увлекаетесь количеством, а нужно любование частностями в композиции целого.

Хотелось бы еще не просто форм (хотя и это возможно), но реализации определенной идеи, заложенной в композиции конкретных форм.

Надо получить гармонию форм. При этом можно "любоваться" только их сочетанием и красотой на фоне интересного светового рисунка, а можно придумать историю "их взаимоотношений" .

Постарайтесь не просто снимать предметы, а через сочетание форм передать определенную мысль. Тогда и решение будет для вас задачей более понятной. Например, так - одиночество, надежда, встреча, разочарование, разлука. По человечески просто и понятно. А вот как показать через предметы?

Я поняла, что надо "оторваться" от своего старого понимания натюрморта, где я снимала просто кучку предметов, - нагромождение линий и форм... Нужен не "стандартный" средний натюрморт, а сочетание линий и форм. И пусть их будет поменьше, но покажите, как можно их красиво расположить на плоскости кадра.

Здесь, как мне кажется, нужно не бояться экспериментировать с точкой съемки, показывать предмет не полностью, а лишь какую-то его часть и конечно же светом, фактурами, формами.

Стремитесь к простоте, старайтесь увидеть в привычных формах новые грани, изгибы и т.д. Не снимайте вазочки и стаканы, снимайте кривые и грани. Вспомните последний урок второй части Фотокомпозиции, смелее работайте со светом.

Каждый листочек сам по себе, снимок легко кадрируется. Подвижные границы кадра - признак неуравновешенной композиции.

Совсем не обязательно снимать какие то абстракции с бумагой и шариками. Используйте ваши сильные стороны - прекрасное чувство света и отличный показ фактур. Даже та же сковородка, снятая сверху с рыбой - вот вам и формы. Просто избегайте излишества в компоновке, старайтесь в этом уроке смотреть на привычные вещи как на совокупность линий и объемов.

ИДЕИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО УРОКА
Что можно снять?
Например, стеклянные банки. Есть в каждом доме. От самых маленьких, до трехлитровых.
Варианты — поставить на фон (гладкий или с сеткой) и снять строго сверху. Получится несколько окружностей, если сетка, то она преломится каким-то образом. Одну банку можно вставить в другую, снять сверху или на просвет. Можно из большой картонной коробки сделать декорацию с углом. Снимать те же банки так, чтобы этот угол оказался внутри банки.
Можно снимать через любую изогнутую стеклянную поверхность (банки, тарелки, вазы и т.д.).
Если есть химические колбы, известный кадр — поставить за ними сетку, отличные получатся формы, неважно, что сто раз снято, одинаково все равно не получится. Копируйте снимки из теории, с сайтов. Те, кто учился на портрете, знают, что первые два урока — копии мастеров. Это позволяет понять основы постановки света.
Можно взять стекло, под него на расстоянии положить лист бумаги. Предмет лежит на стекле, тень его за счет расстояния до бумаги отделена от него. Иллюзия, что предмет парит в воздухе.
Все снимают теннисные шарики и яйца. Много других круглых предметов — например, клубок шерсти на заднем плане, изогнутая нить, тянущаяся от него на передний. Или моток веревки, свисающий со стола.
Офисные предметы — блокнот с раскрытыми листьями в виде веера, листок, вылетевший из него. Ряд канцелярских скрепок на просвет, одна отклонилась в сторону.
Мышка с изгибом кабеля.
Стена с розеткой и вилка, которая тянется к ней.
Длинные изогнутые стебли цветов в контровом свете.
Прищепки на веревке, тень от них.
Те же прищепки с бельем, раздуваемым ветром.
Много вариантов можно придумать с тенью от предметов. Только светить нужно источником направленного света, типа лампы с тубусом.
У кого остался диапроектор, много чего можно придумать с освещением фона. Маски можно распечатать самим на пленке.
Если снимаете бумагу, совершенно ни к чему брать белую и черную. Где освещено, она белая, где нет света — темная. Резкая граница нужна далеко не всегда.
Лучше брать предметы простые, без вычурных форм. А дальше работать с освещением. Светить можно не по классике, с двух сторон, как угодно. Достаточно при этом иметь одну-две настольные лампы с картонками и тубусами, отсекающими свет. Свет должен служить дополнением композиции. Очень полезно вначале придумать название тому, что вы хотите снять, по своему опыту знаю — стимулирует.
« Последнее редактирование: Июль 27, 2015, 11:57 от Лариса Лофицкая »

Лариса Лофицкая

  • Administrator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 132
    • Просмотр профиля
Re: Материал с форума"Натюрморт"
« Ответ #1 : Июль 27, 2015, 11:56 »
Мысли по поводу второго урока "Композиция цвета".

Наша задача в этом уроке по моему разумению - научиться использовать цвет/тональность как средство для создания настроения в снимке. То есть тональность /цвет будет дополнять сюжет и это поможет раскрыть его смысл.

Забываете о гармонии звука и отсюда гармония цвета. Не просто много цветов, а гармоничное их сочетание, вызывающее определенные ассоциации. Мажор - бодро, напряженно, минор - светло, расслабленно, аккорд в басах - насыщенный, низкий звук (тон), но не сам по себе, а сочетание звуков (цветов). Значит прежде всего надо подумать о том, сколько красок в том или ином "сочетании звуков". Какой тон основной, а какие дополнительные. Цвет фона - очень важен, это тоже краска "звука".

Насколько я знаю аккорд - это 3-звучие, иногда 4-е звучие... Я думаю, для аккорда в басах цвета должны быть конкретней и гуще, т.к. аккорд должен звучать убедительно и стройно.

После окончания этого замечательного курса у меня накопилось немного ссылок относящихся ко второму уроку, возможно, кому-то они пригодятся, чтобы разобраться с гармонией и символикой цвета при компоновке натюрмортов.
http://www.modernlib.ru/books/itten_iohannes/iskusst...
http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid...
http://bibliotekar.ru/pereplanirovka/13.htm
http://www.colorzone.ru/pages_colors_izumrudnyj.html

Практически работа у вас готова, надо только подумать о том, что в фотошопе есть отличная возможность замены цвета.

В данной теме резкость не очень важна, сочетание резкого и нерезкого вполне допустимо. Важно добиться гармонии форм и цвета, гармонии цветовых сочетаний.

Нужен не цветовой хаос, а гармония цветовых форм.

На мой взгляд, это просто два перца на белом фоне. Композиции цвета я не вижу.

Большое пятно "тяжелое", оно должно быть внизу. Иначе композиция неустойчивая.

Мало цвета, отсюда и мало звуков.

Попробуйте цветы чуть дальше поставить от рифленого стекла, и вазу заменить на более подходящую по цвету к красным цветам. А само стекло нужно хорошо зафиксировать, резкость наводить по стеклу. Еще важен свет. Я использовала свет настольной лампы (сбоку), но прикрывала, где нужно было, чтоб общая картинка получилась выразительней.

Цветы с зумированием лучше снимать фронтально...т.е. прямо им в "лицо". Ну и зумировать быстро и намного... Лучше со штатива. 

Цвета должны гармонично звучать - визуальный образ цветомузыки.

Цвет фона не должен доминировать над объектами съемки.

Минор прежде всего - это плавные переходы цвета, легкость, воздушность. Совсем не обязательно грусть и печаль.

Цветные пятнышки на фоне- это лампочки маленькой гирлянды в зоне нерезкости на диафрагме 2.0

Не обязательно абстрактные цветовые рефлексы и отражения. Возможна композиция и из реальных предметов.

Мое мнение по цвету - это все ну очень субъективно! Есть, конечно, законы и цветовые круги, но дальше все настолько зависит от человека (темперамент/национальность/пол/возраст/ и просто настроение!) Ведь бывает грустная радость и теплая, нежная грусть?
Итак, прослушав Шопена - прелюдия ми-минор/
вальс №7 до минор/
прелюдия фа минор/
ноктюрн до-диез минор №20/
этюд фа минор /
этюд ми мажор
вальс ми бемоль мажор
и Баха - токката и фуга ре минор/
прелюдия ля мажор
токката ре мажор сделала выводы еще раз подтверждающие слова - все индивидуально!

Ты послушай просто отдельные минорные и мажорные аккорды. Их спутать невозможно. Так, мне кажется, будет понятнее в смысле передачи в изображении.

По снимкам - снимки с зумированием - на мой взгляд, в таких снимках надо, чтобы был какой-то участок (смысловой центр) резким (более-менее). Нерезкость по всему снимку смотрится как брак.

Вчера в ночь снимала с фонариком. Еще летом приобрела два - один узкий и длинный , второй круглый с точками по кругу (для туристов светильник замечательный). Семафорила в ночи как сигнальщик на корабле! Может кому пригодятся мои выводы -
1) не надо делать много хаотичных движений,
2) лучше нарисовать лаконичные линии заранее, примерно такие как в первом уроке
3) движения не только параллельно фотоаппарату, но и к/от него рекомендую, это придает глубину
4) в шопе применять инструмент -кривые- там в нем самом есть выборочные функции - негатив/цветной негатив.

Я эти два урока с абстрактными сюжетами воспринимаю для себя чисто утилитарно - повесила бы я ЭТО как дизайнер в зале/комнате/офисе/музее.

Очень рекомендую, купите стеклоблок! Мне кажется, что он создан для этого задания. Снимать очень интересно. Сдвиг камеры на 1 см меняет форму. Проблема - надо найти достаточно маленькие предметы, ставить их близко к стеклу - отсюда еще проблема - освещение. Оно должно быть за блоком, иначе блики и все "прелести" стекла. Если ставить далеко, а блок близко к фотоаппарату, то формы меняются до неузнаваемости и не понравились мне.

Для меня мажор - бурный всплеск положительных эмоций. Поэтому черный фон и красная рамка (траур) никак не подходят.

Мысли вслух.
И МИНОР и МАЖОР могут нести в себе две разные окраски настроения.
Например минор может быть грустью,печалью, тоской, безнадегой и т.п. В этом случае мое ощущение красок - поблекшие,выцветшие, на грани исчезновения цвета, коричневатые, болотный цвет, сероватая гамма, тусклые желтые тона. Другой МИНОР - спокойствие,счастье, равновесие, отдых, покой,наслаждение - пастельные тона на грани тумана - голубые,розовые,салатные,лимонный цвет.
Мажор может быть позитивным- эмоции от радости, наполнения души положительными эмоциями,любовь,вдохновение и т.д. Тут мне видятся яркие чистые,солнечные цвета в светлой гамме, как воздушные шарики ))) А вот МАЖОР яростного настроя- боевой, нацеленный на победу, агрессивный, с духом "свернуть горы" наверно будет состоять из насыщенных ярких,крикливых красок , противостоящих друг другу.

А я все мучаюсь осмыслением для себя понятия «Аккорд в басах».
Замучила опросом всех появляющихся на горизонте знакомых, очень интересны ассоциации людей.
Для себя сделала следующие выводы - все-таки ключевое слово "аккорд". Т.е. созвучие звуков, многоголосие. Басовый тон дает этому многоголосию наполненность, массивность, полноту. Сам басовый аккорд это основа, фундамент других партий, которые вырываются из него куда то ввысь, рождаются и преобразуются в сольные звуки.

Можно сделать так. Тонкий слой прозрачного геля, вазелина или чего-то похожего, аккуратно нанести на стекло. Поставить стекло между объективом и натюрмортом. Потом кисточкой прорисовывать (наносить мазки) по формам натюрморта. Подумать о соотношении резкого и нерезкого в кадре. Например, фон может вовсе остаться не прорисованным, а, может быть, и какие-то части натюрморта. В качестве растра можно использовать стекло с нанесенным на него слоем лака из баллончика.

Не стоит брать много предметов. В этом уроке можно обойтись совсем небольшим их количеством, работая, к примеру, с рефлексами от блестящих цветных поверхностей.

У аккорда есть основной тон ... Обычно он нижний . От него и строится аккорд по интервалам . Таким образом и цвет . Мы берём основной тон и от него танцуем ...

Не буду приводить цветовые ассоциации - у всех они имхо разные, и это спорно, наверное , у кого- какая и т.д. Но важно одно - в аккорде основной тон - один !
А остальные ноты вокруг этого тона - вспомогательные . Помогающие раскрыть глубину и настроение аккорда ... Я это как-то так понимаю ...

Много жестко разграниченных цветовых пятен. Логика цветов не оправдана, нет целостности колорита. Идея - гармония цвета. У Вас этой гармонии нет.

Увлекаетесь цветом, забываете, что он лишь изобразительный элемент, для раскрытия содержания. Поэтому начать надо с подбора предметов, далее фона, далее компоновка предметов. В ходе создания натюрморта позаботиться о том, чтобы фон не бросался в глаза в первую очередь. При подборе предметов натюрморта и их компоновке надо придерживаться определенной идеи снимка, попытаться сделать его содержательным. Когда все готово, можно думать о том, а стоит ли искажать формы, да и степень искажения должна быть определена так, чтобы предметы были узнаваемыми.

Стеклоблок дает очень сильные искажения в зависимости от его расположения по отношению к снимаемым объектам. Может быть, использовать что-то менее искажающее формы, но размывающее цвета, например кальку, полиэтилен или еще что-то. По сути применение растра вовсе не обязательно. В первую очередь надо позаботиться о гармонии колорита в соответствии с заданием урока.

Подходите к этому вопросу так. Есть красный (точная физическая величина, соответствующая определенной цветовой температуре). Уменьшая его насыщенность, мы приходим или к розовому, или к бордовому. У художников это соответствует добавлению в красную краску белил или сажи. Вот основа палитры, если кадр решается в красных тонах. Второй тон выбирается по своему вкусу. Например, желтый. И он дает широкую палитру оттенков. Лучше остановиться на двух цветах. Они основа колорита. Введение третьего цвета лишь как штриха. Этот вопрос подробно разбирается в учебниках для художников. У нас конкретные объекты, рукотворные или природные. Поэтому управление колоритом во многом сводится в подбору объектов съемки, характера освещения, которое цвета в определенной степени "объединяет", и выбору фона. У вас гармоничного сочетания цветов не получилось, красный рядом с пурпуром на желто-коричневом фоне, это плохо.

Не увлекайтесь количеством цветов в букете, за множеством не видно красоты индивидуальности.